МБОУ КГО Средняя школа №3
Карачаевск
  • Социально-психологическая служба школы

    Социально-психологическая служба МБОУ КГО «СШ №3 им. Х. У. Богатырева»

    Социально-психологическое сопровождение учащихся МБОУ КГО "СШ №3" рассматривается как целостная деятельность, которая носит системный характер и позволяет выстроить текущую работу специалистов как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников внутришкольного взаимодействия, причём педагоги, администрация, учащиеся, родители, рассматриваются как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе на правах сотрудничества.

    Целью деятельности социально-психологической службы является содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей условия для личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся, воспитанников, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

    Задачи социально – психологической службы:

    • Создавать благоприятный для развития учащихся социально-психологический климат, основанный на организации конструктивного общения учащихся с взрослыми и сверстниками.
    • Оказывать своевременную социально – психологическую помощь и поддержку учащимся, родителям, педагогам по проблемам обучения и воспитания.
    • Развивать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, способности, склонности, чувства, межличностные отношения.
    • Оказывать социально-психологическое сопровождение в профессиональном самоопределении учащихся.
    • Использовать интерактивные формы и методы работы с учащимися и их семьями.

    Материальная база службы: рабочий кабинет с консультативной зоной.

    Оборудование :

    • компьютер, компьютерные диагностики.
    • Методика исследования интеллекта Д. Векслера (детский и взрослый вариант).
    • Психосемантическая диагностика скрытой мотивации методика И.Л. Соломина.
    • Профориентационные методики.

    Пакеты методик:

    • Выявление уровня дезадаптации учащихся.
    • Выявление психологических свойств и состояний личности.
    • Исследование процессов познавательной сферы учащихся .
    • Изучение готовности к школе.
    • Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.

    Специалистами социально-психологической службы МБОУ КГО "СШ № 3" реализуются:

    • социально-профилактическая программа «Взаимодействие без барьеров»,
    • модифицированная программа «Психология общения» 6-8 классы;
    • «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9-11 классов;
    • программа «Развитие познавательных процессов у учащихся младшего подросткового возраста» 3- 5 классы;
    • психокоррекционные занятия по развитию общения учащихся младшего школьного возраста» 4 класс;
    • программа социально-психологических тренингов для детей группы риска «Помоги себе сам»;
    • дополнительная образовательная программа «Дошколёнок».

    Целью социально-профилактических программ является совершенствование системы профилактической деятельности в общеобразовательном учреждении посредством использования интерактивных форм и методов работы.

    В социально-психологической службе имеется нормативно-правовая база и ведется следующая документация: журналы консультирования, журналы и бланки отчета групповых форм работы, диагностические карты, карты индивидуального психологического развития учащихся.

    Работа социально-психологической службы спланирована по следующим направлениям:

    • Организационно-методическая работа;
    • Диагностическая работа;
    • Психологическое просвещение и социально-психологическая профилактика;
    • Развивающая и психокоррекционная работа;
    • Консультативная работа;
    • Социально-психологическое сопровождение экспериментальной деятельности;
    • Экспертно-аналитическая работа.

    Цели консультативной деятельности:

    • повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей
    • предупреждение социально-психологических деформаций личности,
    • создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе,
    • оптимизация детско-родительских отношений.

    Индивидуальное консультирование педагогов и родителей по вопросам социальной поддержки учащихся «группы риска».

    Необходимо отметить активизацию интереса субъектов образовательного процесса к психологическим знаниям, увеличился также спектр вопросов, по которым осуществляется консультирование специалистами социально-психологической службы.

    Работа с детьми, состоящими на внутришкольном контроле и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

    Методики:

    • Изучение самооценки личности учащегося.
    • Диагностика сферы межличностных отношений и общения.
    • Тест «Незаконченные предложения».
    • Методика «Рисунок семьи».
    • Оценка уровня тревожности: - методика Филлипса.
    • Изучение внутриклассных отношений «Социометрия».
    • Изучение уровня агрессивности: - методика А.Баса - А.Дарки.
    • Тест «Незаконченные предложения».
    • Изучение характерологических особенностей учащегося (тест Айзенка).

    Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода.

    Очень важно, укреплять положительное начало в ребенке, адаптацию его в коллективе сверстников.

    Социально-психологическая профилактика является приоритетным в деятельности службы, рассматривается как система коррекционно-реабилитационных и развивающих мер, ориентированных на формирование системы ценностных установок, укрепление социальной позиции, развитие личностных качеств учащихся.

    Специалистами СПС организовано индивидуальное социально-психологическое сопровождение учащихся группы риска, осуществляется систематическое углублённое изучение их психологических свойств и состояний. На основе диагностических данных разрабатывается алгоритм взаимодействия со всеми субъектами профилактической работы, выбираются основные формы и методы работы, даются рекомендации классным руководителям по организации конструктивного взаимодействия с учащимися группы риска.

    Большое внимание уделяется просвещению учащихся в тех вопросах, которые имеют для них первостепенное значение: административная ответственность за правонарушения, конфликты с учителями и родителями, последствия ПАВ и других вредных привычек.

    Школьники являются участниками реализуемых муниципальных программ «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» и «Комплексные меры противодействия злоупотреблению алкоголем, токсическими веществами, наркотиками и их незаконному обороту». Зам. директора по ВР, классными руководителями, социальным педагогом, педагогами-психологами школы осуществляется широкая сеть просветительских мероприятий для учащихся, педагогов и родителей.

    Необходимо отметить активизацию интереса субъектов образовательного процесса к психологическим знаниям, увеличился также спектр вопросов, по которым осуществляется консультирование специалистами социально-психологической службы.

    В школе осуществляется комплексный подход к организации социально-психологического сопровождения адаптационных периодов учащихся 1-х, 5-х классов, результатом, которого является стойкое снижение количества дезадаптированных учащихся первых и пятых классов.

    В целях благоприятной адаптации для учащихся, имеющих повышенный уровень тревожности, были проведены коррекционно – развивающие занятия. Разработан цикл психологических занятий, целью которых является оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

    Диагностическая деятельность направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, выявление наиболее важных психологических особенностей, изучение уровня воспитанности и мотивационной сферы, особенностей деятельности, поведения и психологических состояний учащихся, а также направлена на помощь в профессиональном самоопределении.

    В целом, система диагностических минимумов, через которые проходит каждый школьник в период обучения в МБОУ КГО "СШ № 3", представлена в следующем виде:

    • Обследование первоклассников на этапе адаптации в школе.
    • Обследование учащихся на этапе окончания начальной школы.
    • Обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене школы.
    • Обследование десятиклассников на этапе адаптации в старшем звене школы.
    • Обследование учащихся группы «особого внимания» (агрессивные, тревожные, опекаемые, учащиеся с отклоняющимся поведением).
    • Изучение межличностных отношений в ученических коллективах.
    • Профориентация учащихся 9, 11 классов.
    • Диагностические исследования по запросу родителей, педагогов, учащихся.
    • Обследование детей дошкольного возраста на этапе приема в школу.

    По результатам диагностических исследований, классным руководителям, родителям и учащимся даны рекомендации.

    Коррекционно-развивающая работа направлена на активное воздействие на личность учащегося с целью формирования у него ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности.

    Коррекционно - развивающие занятия планировались по результатам психодиагностического обследования учащихся и основывались на методологических принципах.

    Направленность коррекционно-развивающих занятий:

    • коррекционные занятия с первоклассниками, имеющими низкий уровень адаптации «Я - школьник»;
    • коррекционные занятия с учащимися 5-х классов с высоким уровнем тревожности «Мы - пятиклассники»;
    • «развитие психологической культуры школьников»;
    • занятия по развитию познавательных процессов;
    • занятия по развитию общения для младших подростков;
    • занятия по профессиональному самоопределению учащихся 9-х, 11 классов.

    Коррекционно-развивающая деятельность направлена на развитие познавательных способностей, развитие и коррекцию эмоциональной сферы, формирование навыков эффективного общения и взаимодействия, на снижение внутриличностных противоречий.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie