Социально-психологическое сопровождение учащихся МБОУ КГО "СШ №3" рассматривается как целостная деятельность, которая носит системный характер и позволяет выстроить текущую работу специалистов как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников внутришкольного взаимодействия, причём педагоги, администрация, учащиеся, родители, рассматриваются как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе на правах сотрудничества.
Целью деятельности социально-психологической службы является содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей условия для личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся, воспитанников, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Задачи социально – психологической службы:
- Создавать благоприятный для развития учащихся социально-психологический климат, основанный на организации конструктивного общения учащихся с взрослыми и сверстниками.
- Оказывать своевременную социально – психологическую помощь и поддержку учащимся, родителям, педагогам по проблемам обучения и воспитания.
- Развивать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, способности, склонности, чувства, межличностные отношения.
- Оказывать социально-психологическое сопровождение в профессиональном самоопределении учащихся.
- Использовать интерактивные формы и методы работы с учащимися и их семьями.
Материальная база службы: рабочий кабинет с консультативной зоной.
Оборудование :
- компьютер, компьютерные диагностики.
- Методика исследования интеллекта Д. Векслера (детский и взрослый вариант).
- Психосемантическая диагностика скрытой мотивации методика И.Л. Соломина.
- Профориентационные методики.
Пакеты методик:
- Выявление уровня дезадаптации учащихся.
- Выявление психологических свойств и состояний личности.
- Исследование процессов познавательной сферы учащихся .
- Изучение готовности к школе.
- Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.
Специалистами социально-психологической службы МБОУ КГО "СШ № 3" реализуются:
- социально-профилактическая программа «Взаимодействие без барьеров»,
- модифицированная программа «Психология общения» 6-8 классы;
- «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9-11 классов;
- программа «Развитие познавательных процессов у учащихся младшего подросткового возраста» 3- 5 классы;
- психокоррекционные занятия по развитию общения учащихся младшего школьного возраста» 4 класс;
- программа социально-психологических тренингов для детей группы риска «Помоги себе сам»;
- дополнительная образовательная программа «Дошколёнок».
Целью социально-профилактических программ является совершенствование системы профилактической деятельности в общеобразовательном учреждении посредством использования интерактивных форм и методов работы.
В социально-психологической службе имеется нормативно-правовая база и ведется следующая документация: журналы консультирования, журналы и бланки отчета групповых форм работы, диагностические карты, карты индивидуального психологического развития учащихся.
Работа социально-психологической службы спланирована по следующим направлениям:
- Организационно-методическая работа;
- Диагностическая работа;
- Психологическое просвещение и социально-психологическая профилактика;
- Развивающая и психокоррекционная работа;
- Консультативная работа;
- Социально-психологическое сопровождение экспериментальной деятельности;
- Экспертно-аналитическая работа.
Цели консультативной деятельности:
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей
- предупреждение социально-психологических деформаций личности,
- создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе,
- оптимизация детско-родительских отношений.
Индивидуальное консультирование педагогов и родителей по вопросам социальной поддержки учащихся «группы риска».
Необходимо отметить активизацию интереса субъектов образовательного процесса к психологическим знаниям, увеличился также спектр вопросов, по которым осуществляется консультирование специалистами социально-психологической службы.
Работа с детьми, состоящими на внутришкольном контроле и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Методики:
- Изучение самооценки личности учащегося.
- Диагностика сферы межличностных отношений и общения.
- Тест «Незаконченные предложения».
- Методика «Рисунок семьи».
- Оценка уровня тревожности: - методика Филлипса.
- Изучение внутриклассных отношений «Социометрия».
- Изучение уровня агрессивности: - методика А.Баса - А.Дарки.
- Тест «Незаконченные предложения».
- Изучение характерологических особенностей учащегося (тест Айзенка).
Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода.
Очень важно, укреплять положительное начало в ребенке, адаптацию его в коллективе сверстников.
Социально-психологическая профилактика является приоритетным в деятельности службы, рассматривается как система коррекционно-реабилитационных и развивающих мер, ориентированных на формирование системы ценностных установок, укрепление социальной позиции, развитие личностных качеств учащихся.
Специалистами СПС организовано индивидуальное социально-психологическое сопровождение учащихся группы риска, осуществляется систематическое углублённое изучение их психологических свойств и состояний. На основе диагностических данных разрабатывается алгоритм взаимодействия со всеми субъектами профилактической работы, выбираются основные формы и методы работы, даются рекомендации классным руководителям по организации конструктивного взаимодействия с учащимися группы риска.
Большое внимание уделяется просвещению учащихся в тех вопросах, которые имеют для них первостепенное значение: административная ответственность за правонарушения, конфликты с учителями и родителями, последствия ПАВ и других вредных привычек.
Школьники являются участниками реализуемых муниципальных программ «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» и «Комплексные меры противодействия злоупотреблению алкоголем, токсическими веществами, наркотиками и их незаконному обороту». Зам. директора по ВР, классными руководителями, социальным педагогом, педагогами-психологами школы осуществляется широкая сеть просветительских мероприятий для учащихся, педагогов и родителей.
Необходимо отметить активизацию интереса субъектов образовательного процесса к психологическим знаниям, увеличился также спектр вопросов, по которым осуществляется консультирование специалистами социально-психологической службы.
В школе осуществляется комплексный подход к организации социально-психологического сопровождения адаптационных периодов учащихся 1-х, 5-х классов, результатом, которого является стойкое снижение количества дезадаптированных учащихся первых и пятых классов.
В целях благоприятной адаптации для учащихся, имеющих повышенный уровень тревожности, были проведены коррекционно – развивающие занятия. Разработан цикл психологических занятий, целью которых является оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Диагностическая деятельность направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, выявление наиболее важных психологических особенностей, изучение уровня воспитанности и мотивационной сферы, особенностей деятельности, поведения и психологических состояний учащихся, а также направлена на помощь в профессиональном самоопределении.
В целом, система диагностических минимумов, через которые проходит каждый школьник в период обучения в МБОУ КГО "СШ № 3", представлена в следующем виде:
- Обследование первоклассников на этапе адаптации в школе.
- Обследование учащихся на этапе окончания начальной школы.
- Обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене школы.
- Обследование десятиклассников на этапе адаптации в старшем звене школы.
- Обследование учащихся группы «особого внимания» (агрессивные, тревожные, опекаемые, учащиеся с отклоняющимся поведением).
- Изучение межличностных отношений в ученических коллективах.
- Профориентация учащихся 9, 11 классов.
- Диагностические исследования по запросу родителей, педагогов, учащихся.
- Обследование детей дошкольного возраста на этапе приема в школу.
По результатам диагностических исследований, классным руководителям, родителям и учащимся даны рекомендации.
Коррекционно-развивающая работа направлена на активное воздействие на личность учащегося с целью формирования у него ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности.
Коррекционно - развивающие занятия планировались по результатам психодиагностического обследования учащихся и основывались на методологических принципах.
Направленность коррекционно-развивающих занятий:
- коррекционные занятия с первоклассниками, имеющими низкий уровень адаптации «Я - школьник»;
- коррекционные занятия с учащимися 5-х классов с высоким уровнем тревожности «Мы - пятиклассники»;
- «развитие психологической культуры школьников»;
- занятия по развитию познавательных процессов;
- занятия по развитию общения для младших подростков;
- занятия по профессиональному самоопределению учащихся 9-х, 11 классов.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на развитие познавательных способностей, развитие и коррекцию эмоциональной сферы, формирование навыков эффективного общения и взаимодействия, на снижение внутриличностных противоречий.